ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

на сайт детского сада №6

"Черемушка"

 

Климова Бронислава Ивановна,

заведующая детским садом,

стаж работы 36 лет,

награждена Почетной грамотой

Министерства образования и науки

Российской Федерации,

Награждена нагрудным знаком

«Почетный работник воспитания и

просвещения Российской Федерации»,

2001 год.Ветеран труда

Тел: 8(41656)55-256,8(41656)55-265

 

Последние добавленные материалы

Советы логопеда

Известно, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно  и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с обенностями развития. В этом случае  поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи. При слове «логопед» многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «по семейным обстоятельствам». Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась вас и вашего ребенка. Что же делать тогда? Не оттягивайте с визитом к логопеду. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. От вас потребуется много усилий: надо выполнять различные упражнения, задания, следить за произношением ребенка.

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу?

В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.

от 1,5 - 3 мес. – «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гу-уу-уу, э-э-э, пфф, буу. Именно они потом явятся основой для становления членораздельной речи. «гуление» у всех детей народов  мира одинаково.

от 6 - 7 мес. – «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма. Лепет – это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, дейстВиями. «Ма-ма» (мама) – говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих.

от 9 мес. до 1 года – перые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, ав-ав, му-у.

с 1 года 9 мес. до 2 лет – период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап – первые «почемучки», познание жизни через вопросы к близким и родным.

от 2 до 3 лет ребенок практически  усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и дргие части речи.

Родители и воспитатели должны быть информированы о том, что наиболее благоприятный и интенсивный период  в  развитии речи ребенка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в  процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если  условия развития в  это  время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь.

В три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас.

На четвертом году жизни дети могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать заисимость между ними, делать умозаключения. Однако в  общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у  других она еще далека до совершенства.

Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: как называется это?, зачем?, для чего? и т.п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объем словаря детей в  это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передачи содержания сказки или описания события, участниками которого они являлись.  Словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложения, что описано в литературе как «детское словотворчество». Показатель правильного развития детской речи –  появление способности у ребенка после трех лет оценивать свое и чужое произношение. Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки, как ы, э, х, приближают к норме произношение твердых согласных с, з, ц; нередко в речи малышей появляются согласные ш, ж, ч, щ, л, р. 

от 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание  любимого мультика.

Итак, к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-4 трудных звука (р, л, с, щ), то это не так страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду.


Признаки благополучного развития речи у ребенка.

- физическое развитие ребенка соответствет возрасту.
- у ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
- ребенок активно  общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
- ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
- ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
- ребенок вслушиается в свою речь и старается испраить сои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка.

- ребенок перенес тяжелые заболевания.
- ребенок развивается с задержкой.
- у ребенка есть неврологические заболевания.
- ребенок неохотно повторяет слова и предложения, которые он слышит. Когда ребенок слышит просьбу «повтори» или «скажи это еще раз», он молчит, стиснув  зубы, или уходит, как будто вас не слышал. Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за   помощью («самостоятельный» ребенок).
- ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми. 
- ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одном ему понятном языке. На замечания «скажи еще раз лучше» не реагирует.
- речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Рекомендации родителям по формированию правильной речи.

  • разговаривайте с малышом, используя четкую и выразительную речь.
  • если делаете замечания ребенку, не используйте иносказаний, слов в переносном значении и сложной форме.
  • рассматривайте картинки, пусть ребенок называет, «что изображено, где? »
  • читайте книги с картинками. Рассматривание картинок сопровождается ответами на вопросы прочитанного.
  • пусть ребенок пробует самостоятельно пересказать прочитанное, без вашей подсказки.  Пересказывать можно просмотренный мультфильм.
  • заучивайте простые считалки, стихи, потешки. Развивайте речь в игре.
  • поощряйте стремление ребенка к рисованию, лепке. Эти виды занятий очень важны для развития пальчиков. Не забывайте работать ножницами.
  • продолжать развивать у  ребенка двигательную активность.

Выполняя эти задания и предъявляя требования ребенку, проявляйте чувство меры и будьте последовательными в своих  требованиях.

 

 

 

Авторизация